Православные традиции в психотерапии стресса у женщин

Православные традиции как антистрессовая психотерапия

Православные традиции как антистрессовая психотерапия

В последние годы тема стресса становится актуальной и популярной. О стрессе рассуждают в детских садах, школе, на производстве и в быту. Более того, психологи и врачи заявляют, что стресс лет через 10-12 станет основной угрозой для здоровья населения не только развитых, но и развивающихся стран. Эти прогнозы обосновываются всё убыстряющимся темпом жизни, развитием информационных технологий и, как следствие, информационными и эмоциональными перегрузками человека.

В моей психологической практике также возросло количество обращений за помощью пациентов, находящихся в стрессовом состоянии. Большинство среди таких пациентов – женщины. Проблемы, с которыми они обращаются можно разделить на три категории: проблемы со здоровьем, повышенная утомляемость, раздражительность; проблема взаимоотношений в семье – с мужем, детьми, родителями; проблема взаимоотношений с коллегами и перегрузки на работе.

В современном учении о стрессе основоположником которого является Ганс Селье (1907-1982) существуют различные определения стресса. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения специфической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее оно стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Выделяются различные виды стресса – стресс физиологический (перегрев, переохлаждение, заболевание организма, физические перегрузки) и психологический. Последний — подразделяется на стресс информационный и эмоциональный. Но все виды стресса объединяет неспецифическая реакция организма – возникновение напряжения и перенапряжения нервной системы и организма в целом,  невозможность в этом состоянии расслабиться, что привозит к сбою в деятельности функциональных систем организма, деструктивным эмоциональным состояниям, нарушению психических процессов, двигательной и речевой активности. Длительный стресс (дистресс), как правило, приводит к развитию соматического заболевания.

Ганс Селье выдвинул свою теорию о стрессе в 1936 г., но о состояниях, которые приводят к стрессу и болезням – переутомление, конфликты, обиды, печаль, разочарования, – писали задолго до него. В частности, в святоотеческой традиции рассматривались и перечисленные состояния, и причины их возникновения: «Все они (страсти) исходят из самоугодия, самости, самолюбия, и на них держатся» (Св. Феофан Затворник). С позиции православной нравственности причиной состояний, приводящих к стрессу, является подверженность несовершенного по своей природе человека влиянию страстей. При этом страсть влияет, в первую очередь, на состояние души, и затем, как следствие, страдает психика и тело человека. Ни медицина, ни психология не рассматривают человека как триединство духа, души и тела, поэтому современные способы борьбы со стрессом – фармацевтические средства, массажи, аутотренинги, противострессовые диеты и т.п. приносят только временное облегчение.

В святоотеческой традиции мы найдём толкование значения слова «страсть» как «страдание вообще». Под страстями понимаются естественные чувства и влечения человеческой личности в их усиленном, гипертрофированном, болезненном проявлении. Древний подвижник преп. Авва Исаия даёт следующее определение страстям. «Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведённом падением (грехопадением – авторск.). Так, способность питаться превращается в наклонность к объядению и лакомству; сила желания – в прихоти и похоти; сила гнева, или душевная энергия, – в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалиться – в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающее естество грех – в презрение к ближним, гордость и пр.»

Святые отцы (например, Иоанн Дамаскин) отмечали, что есть и «беспорочные страсти»: голод, жажда, утомление, труд, слёзы и т.п. Современные православные психотерапевты (Д.А.Авдеев, В.К.Невярович) считают: «Порабощение страстями всегда говорит о болезненном, негармоничном, несвободном состоянии человека. Страсти оказывают влияние на всю (телесную и душевную) жизнь человека, нередко вызывают разнообразные болезни и даже смерть. Страстный человек бывает постоянно терзаем и подвластен приходящим воздействиям извне, он раб дурных привычек и наклонностей, уязвим, непостоянен, раздражён, склонен к совершению дурных поступков». «Вождь всех страстей – неверие», — пишет С.В. Иоанн Бранчанинов, то есть безбожие человека, его подверженность влиянию «духа мира сего».

Обратимся к примерам из практики. Однажды меня пригласила к себе в офис его хозяйка – директор фирмы. Навстречу вышла молодая, яркая, стройная женщина в туго обтягивающих бёдра джинсах и полупрозрачной кофточке. Грациозным движением руки он откинула с плеч длинные крашеные под блондинку волосы и улыбнулась. Меня поразила эта странная улыбка: глаза не улыбались. Они блуждали рассеянным взором, словно подёрнутые пеленой. Женщина сказала, что она испытывает стресс: стала быстро уставать, плохо засыпает, с трудом просыпается, появилось безразличие к пище, стала ухудшаться память, она часто впадает в депрессию.

В процессе беседы выяснилось, что моей пациентке 35 лет, врачи у неё обнаружили опухоль в левом полушарии мозга, предлагали сделать операцию, хотя не настаивали, так как не гарантировали положительный результат. Болезнь проявляла себя периодическими эпилептическими приступами, после которых больная теряла трудоспособность на несколько дней. У моей пациентки, назовём её Оля, двое детей младшего школьного возраста. С ней живёт её мама, и недавно от неё ушёл муж. Нашу беседу постоянно прерывал трезвон сотового телефона, который висел у неё на груди. Первое, что я предложила пациентке – отключить сотовый телефон и вообще постараться расстаться с ним, на что Ольга ответила, что не может этого сделать, так как она постоянно общается со многими нужными людьми, и в месяц у неё бывает более ста телефонных разговоров. Свой развод с мужем она объясняла так: «Он вообще какой-то домостроевец. Ему не нравилось, как я одеваюсь. Наверное, он был бы счаствлив, если бы я надела паранджу. И ещё он требовал, чтобы я пораньше приходила домой и занималась детьми».

До развода муж забирал из школы детей, а уроки делать помогала бабушка. Сама Ольга как-то огорчённо проронила: «Да, конечно, из-за моей работы я прихожу не раньше 10 вечера и успеваю только поцеловать и пожелать спокойной ночи моим птенчикам». Больше всего Ольга переживала из-за своей болезни, она уже обращалась ко многим целителям и экстрасенсам, но становилось всё хуже.

С детства Оля росла стеснительной и неприметной девочкой, училась средне, отчего очень страдала. В юношеском возрасте она поставила себе цель измениться, стать решительной и успешной. Занялась горными лыжами, добилась, мастера спорта, окончила институт физкультуры и курсы по бизнесу, открыла своё дело, стала очень общительной. Когда вышла замуж, как все, родила ребёнка. Потом случилась вторая беременность, хотела сделать аборт, чтобы беременность и второй ребёнок не помешали спортивной и деловой карьере, но муж был против, пригрозил разводом. Вот и родила второго.

С Ольгой было проведено несколько психологических консультаций. Главной задачей в наших беседах было то, чтобы Ольга осознала, что её болезнь не случайна. Она – результат её желаний и устремлений.  Мои рекомендации были следующими: ограничить круг общения, больше быть дома, заниматься с детьми, завести дома цветы и ухаживать за ними, перестать заниматься горными лыжами. На что Ольга сказала: «я не могу отказаться от горных лыж, я не мыслю себя без них» (любому невропатологу известно, что при эписиндроме быстрая езда,  быстрая смена «картинок» провоцируют эпилептические приступы). В лечении болезни я настаивала прекратить обращаться к целителям, а лучше довериться компетентному врачу и в тоже время начать работать со своим духовным состоянием. А главное, молиться об исцелении тому, кто «наказует и милует» – Богу.

Первое прочтение молитвы Святому Духу вызвало у Ольги смех: «Как можно этим исцелиться ? И что за смешные и странные слова у этой молитвы». Ольге было рекомендовано также исповедоваться, как можно чаще причащаться, пить святую воду, собороваться. К этим рекомендациям Ольга отнеслась с большим недоверием. В наших беседах мы много говорили о предназначении женщины. Важно было, чтобы Ольга осознала, что болезнь её — не случайна, а связана с её образом жизни, мыслей, отношением к женскому предназначению.

Очевидно, болезнь Ольги – связана и  с её привязанностью к мирским ценностям. В Святом Писании говорится: «Не любите мира, не того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1.Ин. 2:15-17). Причина стресса Ольги – тщеславие и гордость, которые фактически уничтожили в Ольге существо женское, то есть те добродетели, которые заповедал Бог женщине -  матери, жене, божию человеку:  деторождение, смирение, кротость, терпение, благодарность. По определению Григория – Богослова тщеславние есть стремление к  суетной славе. И увлечение Ольги горными лыжами, желание быть в центре внимания, многочисленные контакты с «нужными» людьми есть яркая иллюстрация этой страсти.

Гордыню Св. Иоанн Кассиан называет самым свирепым и неукротимым «зверем». И хотя она описывается последней, но по своей значимости есть наипервейшая. «Нет никакой другой страсти, которая бы так истребляла все добродетели, и так обнажала и лишала человека всякой праведности и святости», — пишет Св. Иоанн. Гордость человека проявляется и через поведение и через его внешний вид. Слово Божье предупреждает: «отличием Вашим да будет не внешнее украшение: плетение волос и обвешивание себя золотом или ношение нарядных одеяний, но сокровенный человек сердца в нетлении кроткого, тихого духа, что драгоценно перед Богом» (1.Пет.3:3-4). Павел в этом вопросе говорит, как должно одеваться женщинам: «Чтобы также и женщины в пристойном одеянии со скромностью и умеренностью, украшали себя не плетением волос и золотом, или жемчугом, или дорогой одеждой, но добрыми делами, как то подобает женщинам, преданным благочестию» (1.Тим.2:9-10). Проявлением гордости является также неумение любить, вернее эго-любовь, желание всё получать для себя.

Вот еще одна история: Надежда, женщина 45 лет, обратилась за помощью в стрессовом состоянии из-за взаимоотношений с мужем. Муж её «ни во что не ставит», унижает, попивает. Стресс проявлялся в обострении вегетососудистой дистонии, повышенной раздражительности, болела спина, голова, быстро уставала. Поженились по любви. В первый год совместной жизни муж был полностью погружен в учёбу, писал диссертацию. В этот же год Надежда забеременела. Она ожидала, что муж будет ей очень благодарен за это, будет проявлять особое внимание и нежность, дарить цветы, как это показывали в фильмах. Но ничего этого не было. Более того, масло в огонь подлила свекровь. Она укорила Надежду, что та мало заботится о муже, плохо готовит. Надежда затаила обиду и после родов забрала ребёнка и уехала к родителям. Через два месяца приехал муж, напился и устроил скандал. Кстати, тогда впервые она увидела его пьяным. Так появилась первая трещина в их взаимоотношениях, которая год от года расширялась и отдаляла их друг от друга. Муж ударился в работу и стал регулярно «расслабляться» по выходным. Надежда тоже ушла в бизнес. Часто бывала в командировках, зарабатывала намного больше врача-мужа, чем очень гордилась. В пустом родительском «гнезде» очень неуютно и холодно было их единственному сыну. И от этой безрадостной реальности, регулярных скандалов между отцом и матерью, взаимных претензий и упрёков сын увлекся наркотиками.

Неумение любить или эго-любовь стала причиной разлада в семье Надежды. Гордыня и в этой ситуации исказила всё существо женского, а именно кротость, потребность быть помощницей мужу, самоотверженность, умение создавать и хранить домашний очаг. При сотворении Бог создал жену помощницей мужу (Быт. 2:20). Но поскольку женщина приняла большее участие в грехопадении и плохо повлияла на мужа, то позднее она была переведена в подчинение мужу. «Жене (Бог) сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобой» (Быт.3:16). Отсюда следует, что женщина должна укрощать свои страсти -  желание получать знаки внимания, стремление поучать и укорять мужа — такими добродетелями как терпение, смирение, бескорыстная любовь.

«Всякий раз, когда муж или какой другой человек проявляет ту или иную злобу, надо иметь в виду, что всякая злоба есть признак слабости или подавленность душевных сил. Причём внешне человек может быть энергичен», — пишет наш современник священник Анатолий Гармаев. — «И тогда возникает очень серьёзный вопрос: «где, когда и как возникла эта слабость?» Начните спрашивать о его детстве, о его жизни, и когда он будет рассказывать о своей жизни, попробуйте всерьёз и по-настоящему слушать и от заботы о нём задавать ему вопросы. Попробуйте в этом слушании и расспрашивании быть не один день,  а месяц, год, несколько лет, и тогда многое вдруг поймёте, многое увидите и многое между вами наладится».

Покаяние – это первейшее средство восстановления телесного и душевного здоровья. Практически всегда я рекомендую своим пациенткам метод «Покаяние – Благодарение»: прописывание слов покаяния пред Богом и людьми за свои страсти и грехи и слов благодарения Богу и людям за их уроки нам во благо нашей души. Благодарность – это основание материнства, основание существа женского. Эта практика, оказалась наиболее трудной для женщин, находящихся под властью мира сего с его рациональным сознанием. «Как ? Ему быть благодарной ? Да он же мне всю жизнь загубил. А я ему должна ещё быть и благодарной ?» При прописывании этих состояний порой зачерствевшее сердце раскрывается, и потоком хлынут слёзы раскаяния, происходит внутреннее очищение, освобождение от напряжения души, находившейся под властью страсти. Но полное очищение от страсти и возрождение существа женского происходит только посредством принятия православных таинств -  исповеди, причастия, христианского образа жизни, а также упорного молитвенного труда.

"Прииди и очисти ны от всякия скверны..."

«Прииди и очисти ны от всякия скверны…»

«Женский» стресс отличается от мужского тем, что женщина в погоне за мирскими ценностями, такими как успешность в карьере, материальное благосостояние, телесная привлекательность, соперничество с мужчинами в мужских профессиях и увлечениях (женщины уже начали поднимать штанги, заниматься кикбоксингом) стали разрушать своё природное женское естество – «существо женского» (А. Гармаев).  Как известно, природа не терпит насилия, и природа женской сущности начинает «мстить» за это разрушение тем, что женщина теряет здоровье, семейное счастье, не может состояться в материнстве.

Итак, проблема стресса актуальна для мира, в котором нет Духа Святого, мира одержимого страстями и грехом. Для истинного же христианина профилактикой стресса является самопознание и постоянная внутренняя работа над собой. Очищение от греховных состояний посредством православных церковных таинств, вера и упование на волю Божью.

Светлана Лушникова, практический психолог.

 

Related posts:

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>